Самооценка

Январь, 2024

Как исправить самооценку?

Для начала давайте разберемся, что такое самооценка, как она формируется и к каким последствиям может привести низкая самооценка.

Самооценка – это самоотношение к себе.

Для того чтобы чувствовать себя удовлетворительно, успешным, достигать своих целей, развиваться в разных областях, важно развивать адекватную самооценку.

Самооценка

Понятие
Самооценка определяется самоотношением человека к себе самому как к личности, включает в себя: физиологические, поведенческие, психологические и социальные компоненты.

Синонимы: имидж, самоценность, отношение к себе, самоуважение, самовосприятие, удовлетворенность собой, чувство собственного достоинства…

Самооценка определяется в том числе через общение человека с окружающими. То, как мы общаемся с другими, во многом отражает то, как мы относимся к самим себе.

Записаться на консультацию

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Самооценка как минимум бывает двух видов:

Адекватная – когда мы учитывает основные характеристик себя, свои качества, возможности и ограничения.

Неадекватная самооценка понимается как, либо заниженное восприятие себя, т. е. как неспособного, ограниченного, недостаточно хорошего, недостойного или завышенная самооценка – когда «я однозначно лучше всех остальных людей».

Пройди чек-лист, чтобы определить какая у тебя самооценка
Как я понял, как оценивать себя в мире.

Формирование самооценки.

Самооценка – это нечто, что появилось у человека в процессе его развития. Представление о себе формируется у человека с самого раннего возраста, как только он физически начинает отделять себя от своих родителей.

Формируется самооценка в результате любой деятельности человека, в том числе в общении с другими людьми. Если говорить о ребенке, то шевеление ребёнка в кроватки - уже его деятельность.
Когда ребенок взаимодействует с другими людьми, он воспринимает, впитывает всё, что он слышит о себе со стороны других людей, как правило это близкие, авторитетные для него люди и поэтому их оценка и их мнение впитываются однозначно и без критики. Как будто это само собой разумеющиеся факты. Ребенок не подвергает их каком-либо сомнению, они и становятся для него своим собственным мнением.

Но не все взрослые могу корректно выражать свою оценку или могут ошибаться по отношению к ребенку. Возможно как-то импульсивно выражать свою оценку.
Ни один человек не рождается с готовым представлением о самом себе, он их собирает в течение всей своей жизни начиная с раннего возраста.

По сути, все эти представления являются мнением, а мнение не всегда бывает реалистичным, чаще бывает ошибочным или частично верным.
Далеко не всегда мнение взрослых бывают адекватны, позитивно, очень часто бывает, что мнение взрослых не вполне реалистично по отношению к ребенку.

Бывают так, что взрослые совсем не выражают или почти не выражают положительного либо отрицательного отношения к ребенку, ограничиваются только функциональным уходом, в таких случаях, ребенок как будто не выделяет себя среди других людей, не формируется это самовосприятие, самооценка. И тогда самооценка остается не развитой.

Такие дети вырастают во взрослых, которые выбирают следующие стратегии:

  • сверхзависимость от других людей, постоянная потребность в одобрении, оценки со стороны других людей, заслуживании похвалы;
  • изолированность по причине невозможности найти контакт с кем-либо, не позволяя им оценивать себя, отчуждение «чем меньше я получаю этот болезненный опыт, тем мне легче»

Проявление низкой самооценки

1
В мыслях.
Часто наблюдается грусть, тревога, раздражительность, обидчивость, нерешительность, не желание смотреть в глаза.
Формируются навязчивые мысли о своих слабостях, недостатках, обесценивание и низкая значимость своих положительных сторон. Человек не отстаивает свои права, не высказывает своё мнение, находится в позиции самозащиты, страх сказать «нет». Не понимание своих желаний, отказывается от новых возможностей.
Частые утомления, вялость, напряженность.
Страдают сфера жизни: отношения, карьера, личная жизнь т.е. там где появляется самооценка в результате любой деятельности и общении с другими людьми.
2
В карьере и работе.
Страх ошибок и неудач человек испытывает на работе и в учебе. Страх выступать перед аудиторией, страх самопрезентации, человек может избегать ответственности, избегать хороших предложений на работе, тяжело и много работает именно для того, чтобы заслужить похвалу от других «Я молодец»

Неадекватность своих достижений, приписывает их не своим способностям и возможностям, а каким-то случайным факторам: везению, случайности.
3
В отношениях.
Часто человек может быть застенчивым, чувствительным к критике, стремится быть хорошим, либо находится в состоянии отчуждения и изоляции.
Другой вариант, в компании человек может быть «душой компании», постоянно всех развлекать, чтобы никому не было плохо, при этом может наблюдаться высокая обидчивость, не способность воспринимать критику. Ревнивость – собственническое отношение не только к близким людям. Наедине с собой и близкими часто такие люди замыкаются в себе, уходят в одиночество.
4
В личном отношении к себе.
Человек может не заниматься тем, что ему нравится, т. к. боится критики и оценки со стороны других людей, он убежден что не имеет права на расслабление на хороший отдых, развлечения. Часто страдает забота о себе, человек мало занимается своим здоровьем, чаще заботится о других чем о себе, или наоборот слишком тщательно заботиться о своем внешнем виде (чтобы волосинка ни одна не выбилась) – создает идеальную внешность, за счет внешней идеальной картинки, посылает во внешний мир – идеальное отношение к себе.
Ирина Акишина

Далеко не всегда низкая самооценка развивается в детстве, иногда это следствие депрессии. Тем не менее в детстве может сформироваться основа для будущего развития заниженной самооценки после триггерной ситуации.

Существует несколько уровней тяжести самооценки

  • Легкий уровень, когда для человека это небольшая помеха для разных сфер своей деятельности. С ней легко работать через самообразование и самотерапию.

  • Тяжелый уровень – это глубоко укоренившиеся негативное представление человека о самом себе. В этом случае человек трудно обучается адекватной самооценки самостоятельно. Ему нужна помощь в виде терапии и в этом случае как нельзя лучше работает с низкой самооценкой когнитивно-поведенческая терапия.
Большинство людей находятся либо по середине между легким и тяжелым уровнем, или имеют колеблющий уровень самооценки.

Чек-лист заниженной самооценки

Пройди чек-лист, чтобы определить какая у тебя самооценка

Как исправить самооценку?

Работа происходит на трех уровнях:
1.    На уровне мыслей – меняем. Восприятие событий:
  • измерение вероятности того, что случится что-то плохое;
  • переоценка драматичности событий;
  • снижение склонности недооценивать свои способности справляться;
  • поиск актов ЗА и ПРОТИВ своих негативных убеждений

2.    На уровне поведения:
  • ассертивность – уверенное активное поведение, направленное на достижение целей и удовлетворение потребностей, не нарушающее прав других людей.

3.    На уровне эмоций.
  • отслеживание появления тревоги, вины, стыда, подавленности в результате ситуций – триггеров.
Оставьте ваш номер телефона для связи
Или вы можете позвонить сами
+7 9151749679
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
По всем вопросам свяжитесь со мной любым удобным способом:

E-mail: iakishina@hotmail.com
Телефон: +7 915 174 96 79
Соцсети: Telegram | WhatsApp | VK

Контакты

Телефон: +7 915 174 96 79
Почта: iakishina@hotmail.com
Москва, 1-ая Тверская - Ямская 29
Made on
Tilda